hrizantema_8 (hrizantema_8) wrote,
hrizantema_8
hrizantema_8

Categories:

Пасха с поляками.

Прошла католическая Пасха, и я о ней писала в прошлом году тут.
Завтра наша,православная..
И хотя католическая Пасха давно позади, сегодня я хочу немного рассказать
о польской Пасхе и показать цитаты из книги В.Реймонта "Мужики".
Интересно будет и сравнить традиции и узнать что-то новое..
Время повествования вторая половина XIX и события происходят в Польше.
Большое село, где и бедные и богатые жители, главное богатство земля,
простая деревенская жизнь со своими радостями и бедами..



Тему отправлю Оле cookingoffroad в ее ФМ Весенние посиделки


Вот что об этом пишут в сети:

Приобщаясь к польской культуре, памятуя о набожном характере большого числа жителей этой страны, нужно рассказать и об одном из основных религиозных праздников – Пасхе. Многие прекрасно знают это торжество по привычным дома культурным проявлениям, но у каждого народа свои особенности, и некоторые польские могут если и не шокировать, то крайне удивить.Гигантские кролики, прячущие яйца или «похороны селедки» – это далеко не самое диковинное. Вас неожиданно могут «ограбить на конфеты», «ударить деревом», а то и бросить в вас «бомбу». Страшно? Не стоит бояться, все это очень забавные и интересные традиции.

Я во время католической Пасхи вспоминала пасхального барашка..Дело в том, чо впервые я о нем услыхала от своей бабушки Маши, коренной сибирячки, всю жизнь прожившей где-то под Петровск-Забайкальским, это по трассе более 400 км. Я не сильна в географии, но по статьям в сети поняла, что находился он в стороне к Иркутску.
А это декабристы, ссыльные, о чем мне и напомнила Оля cookingoffroad, когда я рассказала ей о традиции в бабушкином селе делать из сливочного масла пасхального барашка к куличам, к творожной пасхе и крашеным яйцам.
Гораздо позже я прочла о барашке из сливочного масла в книге Мужики. Цитата обязательно будет. Нашлось и определение пасхальных блюд как символов праздника..

• агнец - символ воскресшего Христа,
• яйца - символ зарождающейся жизни,
• хрен - символ силы,
• мясное ассорти - символ плодородия и изобилия,
• сыр - символ здоровья сельскохозяйственных животных,
• соль - символ очищения домочадцев от зла и сущности правды,
• мазурка - символ разносторонних способностей.

Естественно, был окрашен один из важнейших символов Пасхи - яйца. Этот символ зарождающейся жизни также относится к Иисусу, победившему смерть. В прошлом считалось, что пасхальные яйца обладают магической силой, например, они могут лечить больных. К ним никогда не относились легкомысленно. Сегодня мы вспоминаем их силу во время Пасхи - ведь яйца - первое блюдо, которое едят в пасхальное воскресенье. Загадаем желания и делимся яйцом.
У Пасхи, как и у Рождества, есть свои особенности. По традиции готовить их нужно в пятницу. Вам нужно спешить, потому что после субботнего благословения вам больше не нужно ничего убирать или готовить. Пришло время духовно подготовиться к воскресению Иисуса.




К традиционным пасхальным блюдам относятся:

кислый суп - борщ белый,
колбаса - обычно белая, подают теплой,
ветчина, копченая в можжевельном дыму,
свекла с хреном,
жареное мясо,
сладкая выпечка,
мазурка с художественным оформлением,
Пасха,
слоеный пирог.




По традиции праздничный стол должен быть накрыт белой скатертью и украшен листьями самшита. Положите баранину в середину стола, например, на кресс-салат. Кресс - символ жизненных сил и зарождающейся жизни. Празднуем пасхальное воскресенье! Мы встаем очень рано, чтобы пойти на мессу, называемую воскресением. Воскресенье - самый важный христианский праздник, ранее известный как Пасха. Затем мы садимся за рождественский семейный завтрак. Пасхальное воскресенье - время семейных застолий. Дети играют и бегают в поисках подарков, брошенных кроликом.

О похоронах селедки есть в цитате из книги Мужики ниже в цитате..
Селедку "хоронили" как продукт надоевший за время поста.
Хотя вот сведения:

Великий пост, предшествующий Пасхе, для католиков менее строг, чем для православных христиан: мясо запрещено употреблять лишь по пятницам, а строгий пост они держать всего два дня - в Пепельную среду и Страстную Пятницу.

И обратимся к цитатам..

Страстной четверг, пятница и Пасха.

Даже в костел к обедне (которую служили сегодня без колокольного звона и органа) пошли очень немногие. В эти последние предпраздничные дни пора было приниматься за уборку, а главное — печь хлебы, месить тесто на пироги и на всякие затейливые печения. Почти в каждой избе окна и двери были плотно закрыты, чтобы не остудить теста, в печах бушевал огонь, а из труб шел дым к пасмурному небу.
Голодный скот мычал в хлевах и обгрызал ясли, свиньи залезали в огороды, куры и гуси бродили по улицам, а дети делали все, что хотели, — дрались, лазали на деревья за вороньими гнездами, потому что усмирить их было некому. Все женщины были заняты — месили тесто, лепили караваи, укрывали перинами квашни и миски с тестом, сажали хлебы в печь. Они забыли обо всем на свете и беспокоились только, как бы не получилась закалина в хлебе или не подгорели пироги.
Так было везде — у мельника, у органиста, в плебании, у зажиточных хозяев и у коморников. Каждый бедняк, хотя бы в долг или на последние гроши, считал нужным приготовить себе что-нибудь на разговенье, чтобы этот единственный раз в году, под Светлое воскресенье, поесть вволю и мяса и других вкусных вещей.
Не у всех имелись хлебные печи с подом, и приходилось печь у соседей. Поэтому в садах между хатами непрестанно пробегали девушки с охапками дров, а у озера время от времени появлялись растрепанные, испачканные мукой женщины, которые несли на длинных досках и в корытах сырые булки и пироги, покрытые подушками, — несли так торжественно и осторожно, как хоругви во время крестного хода.

Площадь у костела так и гудела от криков и беготни. Испокон веков в деревнях был обычай рано утром в страстную субботу "хоронить" овсяный кисель и селедку, надоевшие всем за долгие недели великого поста. Нынешней весной в Липцах не было старших парней, и этим занялись мальчишки во главе с ЯсекомНедотепой. Они раздобыли где-то большой горшок с киселем, подбавили туда разной дряни и уговорили Витека нести горшок на спине в сетке от сыров, а рядом шел другой мальчик, волоча на веревке выстроганное из дерева подобие селедки. Кисель и селедка шли впереди, а за ними гурьбой остальные с колотушками, трещотками и стучали, трещали, орали что есть силы. Вел их всех Ясек — он хоть и придурковат был и растяпа, но великий мастер на всякие проказы и затеи.

Процессия обошла кругом озера и у костела свернула на дорогу под тополями, где должно было состояться "погребение". Вдруг Ясек ударил лопатой по горшку, и горшок разлетелся на куски, а содержимое его потекло по спине Витека.
То-то была потеха! Мальчишки, обессилев от смеха, приседали на дороге, а Витек разозлился и наскакивал на Ясека с кулаками, потом подрался и с другими и, наконец, с ревом убежал домой.

Ганка прибавила ему и от себя за испорченную куртку и послала в лес за сосновыми ветками и "заячьим усом". К тому еще и Петрик посмеялся над ним, не пожалела его даже Юзька, усердно посыпавшая широкий двор до самой улицы желтым песком, привезенным с кладбища. Посыпала она и дорожку к крыльцу и проход под навесом, так что изба была точно опоясана желтой лентой.
А в комнате старика уже готовили все к разговенью. Пол был вымыт и тоже посыпан песком, окна протерты, со стен и образов обметена паутина, а свою кровать Ягуся покрыла красивой шалью.
Ганка, Ягуся и Доминикова, почти не разговаривавшие друг с другом, придвинули к переднему окну, где стояла кровать старика, большой стол, накрытый тонким белым полотном, края которого Ягуся оклеила широкой каймой из красной бумаги. Посреди стола поставили высокое распятие, украшенное бумажными цветами, а перед ним, на опрокинутом вверх дном цветочном горшке, барашка, так искусно сделанного Ягусей из масла, что он был совсем как живой: вместо глаз были вставлены бусы, а хвост, уши, копыта и хоругвь сделаны из красной пушистой шерсти. Кругом в первом ряду легли ситные хлебы и белые калачи, замешанные на молоке и масле, за ними желтые куличи с изюмом, большие и поменьше — для Юзи и детей. Были тут ватрушки с творогом, посыпанные сахаром и сладким маком, а напоследок поставили большое блюдо колбас, окруженных облупленными яйцами, и на противне целую свиную ногу и часть головы. Все это было обложено кругом крашеными яйцами. Ждали только Витека, чтобы натыкать везде зеленых веток и оплести весь стол "заячьим усом".

Только что убрали стол, как одна за другой начали приходить соседки. Они приносили в мисках и блюдах свои пасхальные яства и ставили их на длинной скамье у, стола: у ксендза не хватало времени обойти всю деревню, и он распорядился, чтобы все, что надо святить, снесли в несколько изб.
Липцы были самой ближней деревней, и здесь он святил на обратном пути, объехав приход. Часто это бывало уже под: вечер.
Соседки разошлись, не вступая в долгие разговоры, — надо было поспеть в костел на торжественный обряд освящения огня и воды. Предварительно во всех домах тушили огонь, чтобы потом опять зажечь его огоньком освященной свечи.
Помчалась в костел и Юзя, взяв с собой детей.
Ждали их долго — только к полудню стали возвращаться из костела женщины, бережно заслоняя от ветра зажженные в костеле свечи. Юзя принесла целую бутылку воды и огонь, которым Ганка сейчас же разожгла приготовленные дрова. Она первая выпила освященной воды, затем дала всем другим по очереди — в деревнях верили, что эта вода предохраняет от болезней горла. Потом Ганка покропила ею скот и плодовые деревья в саду это для того, чтобы животные легче рожали, а деревья принесли богатый урожай.

Видя, что ни Ягна, ни Магда не вспомнили о старике, она сама умыла его теплой водой, расчесала спутанные волосы, принесла ему чистую рубаху и постельное белье. Борына позволял делать с собой все, но ни разу не шевельнулся — лежал, глядя прямо перед собой, безучастный, как всегда.
После полудня в деревне уже чувствовался праздник. Еще тут и там кончали черную работу, но большинство хозяек уже наряжались, причесывались, мылись, старательно отмывали ребят, так что из хат неслись протестующие крики.
Все с нетерпением ожидали ксендза, а он вернулся из усадьбы только под вечер и сразу пошел в деревню. Он был в стихаре. Племянник органиста, Михал, нес за ним медный ковш со святой водой и кропило.
Ганка вышла встречать его за ворота.
Он торопился и, зайдя в дом, быстро прочитал молитву, окропил все.
На другое утро Липцы проснулись очень поздно.
День открыл голубые глаза, еще немного сонные, но сияющие, а деревня все спала крепким сном.
Никто не спешил вставать, хотя наступило Светлое воскресенье. Солнце играло в озере и в каждой капельке росы, катилось по высокому, светлому небу и, казалось, пело всему миру "аллилуйя".
Огромное, лучезарное, плыло оно, рассеивая утренний туман, над садами, хатами, полями, и радостно запели птицы, зазвенели, залепетали ручейки, зашумели леса, задрожала под ветром молодая листва, а земля встрепенулась, и заколыхалось на ней густое руно всходов, и росинки посыпались с них, как слезы.
Эх, и радостный же настал день. "Аллилуйя! Аллилуйя!" — звучало во всем мире.
Только в Липцах было тише и печальнее, чем в былые весны.

Спали долго. Был уже белый день и солнце стояло высоко над садами, когда зашевелились в хатах люди, заскрипели ворота и взлохмаченные головы начали выглядывать на свет божий, залитый солнцем, звенящий песнями жаворонков, окропленный молодой зеленью.
Заспались и у Борын. Раньше других встала Ганка и разбудила Петрика, чтобы запрягал в бричку лошадей, а сама начала накрывать на стол. Юзя тем временем мыла и наряжала детей, причем сопровождалось это немалым шумом и визгом. А во дворе у колодца умывались старательно, ради праздника, Петрик и Витек. Только старый Былица сидел на крыльце, играя с собакой, и часто втягивал носом воздух, проверяя, не режут ли уже колбасу.
По обычаю, огня в печи в это утро не разводили, разговлялись приготовленными заранее холодными кушаньями. Ганка принесла их с отцовской половины и раскидывала по тарелкам, всем поровну — хлеб, яйца, колбасу, ветчину, сыр и сладкие пироги.
Приодевшись, она созвала всех и даже пошла сама приглашатьЯгусю. Та сейчас же появилась, нарядная, прекрасная, как утренняя заря. Голубые глаза ее сияли, льняные волосы были гладко причесаны.
Не одна Ягуся была одета по-праздничному, и на других женщинах так и горели пестрые юбки и корсажи, и даже Витек, хотя и босой, был в новой курточке с блестящими пуговицами, которые он выпросил у Петрика. А Петрик — тот сегодня совершенно преобразился: на нем был темносиний жупан и полосатые желто-зеленые штаны. Он чисто выбрился, волосы подстриг ровно надо лбом, а ворот рубахи завязал красной лентой. Когда он вошел в комнату, все удивились, а Юзька даже руками всплеснула:
— Петрик, ты ли это! Да тебя родная мать не узнала бы!
— Серую шкуру сбросил — и парень, как свеча! — заметил и Былица.
Петрик в ответ только усмехнулся. Глаза его не отрывались от Ягуси. Ганка, перекрестясь, чокалась со всеми по очереди и торопила садиться за стол. Расселись на лавках, и даже Витек робко присел на краешке.
Ели не спеша, смакуя вкусную пасхальную еду после долгих недель поста. Колбаса была так сильно приправлена чесноком, что запах пошел по всей избе, и собаки, вертевшиеся у стола, жалобно скулили.
Все молчали, усердно работая челюстями, пока не утолили первый голод. В эти торжественные минуты насыщения тишину нарушали только чавканье, сопение да булькание водки, которой Ганка сегодня не жалела и даже настойчиво потчевала всех.
— Скоро поедем? — первый нарушил молчание Петрик.
— Да хоть сейчас после завтрака.
— Ягустинка хотела с вами ехать, — заметила Юзя.
— Если вовремя придет, поедет. А дожидаться ее не стану.
— Корм для лошадей брать?
— Только на одну кормежку — к вечеру вернемся.
И снова принялись за еду. Лица раскраснелись от сытости, всем было жарко, все испытывали блаженство. Ели с разбором, чтобы как можно больше вместить и как можно дольше ощущать во рту приятный вкус. Только когда Ганка встала, все оторвались от тарелок, порядком уже отяжелев. А Петрик и Витек все, что не успели доесть, унесли к себе в конюшню.
— Ну, запрягайте сейчас же! — распорядилась Ганка и, собрав для мужа такой тяжелый узел всякой снеди, что с трудом его подняла, начала одеваться в дорогу.
Уже бричка стояла у крыльца, когда, запыхавшись, прибежала Ягустинка.
— А я уже хотела ехать, не дождавшись тебя! — сказала ей Ганка.
— Так вы уже разговлялись? — со вздохом сожаления спросила Ягустинка.
— Найдется кое-что и для тебя, садись, закуси.
Голодную Ягустинку упрашивать не пришлось — она накинулась на еду, как волк, и уписывала за обе щеки все, что было на столе.
— Господь знал, что делал, когда сотворил свинью! — сказала она, наевшись. — Только вот ведь что удивительно: пока она жива, ей не мешают в грязи валяться, а после смерти обязательно ее водочкой обмывают.
— Пей на здоровье, только поскорее, время не терпит!

Ганка еще не вернулась, но на дворе у Борыны было шумно и весело. К Юзе пришли подружки и, как щеглята, облепив завалинку и крыльцо, шутливо перебранивались с Ясеком Недотепой, который увязался за Настусей, хотя, она теперь гнала его от себя, метя на другого. Юзя угощала гостей куличом и колбасой.

Все женщины вернулись из города, одной Ганки не было.
Юзя приготовила роскошный ужин: борщ с колбасой и картофель, обильно политый салом. Так как Рох уже ждал, дети просили есть и в комнату несколько раз заглядывала Ягна, Юзя стала подавать на стол, и в эту минуту тихонько вошел Витек и подсел к дымящейся миске.


Обычай стегать по ногам вербой или лозой, ветками ивы и обливаться водой на Пасху у католиков
повсеместный..читала я о нем и у эстонцев, и у чехов, и у поляков.
А вот что означают символы Пасхи частично узнала впервые.
Например о пасхальном барашке было интересно поискать информацию..

Масляный барашек.

Барашек изготавливается из сливочного масла, причём для этого используются специальные формы, по аналогии с формами для пасхи. Часто глаза барашка делают из горошин перца или сушёной гвоздики, а на спине помещают белое знамя с красным крестом на зубочистке. На шею барашку могут повязать ленточку.


В сети полно и фото и рецептов барашка.
Есть и формы для выпечки в виде барашка, есть кексы и пироги в виде барашка,но больше всех мне понравился масляный барашек.)) На мой взгляд это самый красивый барашек из тех какие я видела.



ну и рецепт приложу..он из старой книги..))

Приготовить две овальныя дощечки из березоваго дерева в половину той величины, какой должен быть барашек,
соединить 4-мя палочками так, чтобы они имели вид ножек барашка (правая передняя ножка должна быть несколько поднята),
а пятая палочка утверждается сверху дощечки для шейки.
Когда будет готово, вымыть 2 фунта масла, разделить пополам, из одной половины сформировать на верхней дощечке стоящаго барашка с поднятою вверх головою, сровнять приготовленным для этого куском льда так, чтобы все части
барашка были правильны, другую половинку вымыть вторично, сложить в новое полотенце, и свернув оба конца врозь, выжимать постепенно масло, и снимая концом ножа, укладывать сверх барашка на подобие шерсти; когда барашек будет готов, поставить заблаговременно сделанные из воска и вызолоченные рога и глаза из чернаго перца.
За час до накрытия стола поставить барашка на постамент, нижнюю часть дощечки обмазать маслом и обсыпать зеленью,
на правой стороне у поднятой ножки барашка утвердить деревце с трехцветным знаменем или хоругвью.

Припасы: 2 ф. сливочнаго масла, воск для рожков и золочение их, постамент с войлоком и семенами *, хоругвь или флаг приготовляется самою хозяйкою.
Постамент для барашка: за 10 дней до праздника приготовить из дерева горку, обить войлоком, намочить в воде
и обсыпать землею и семенами кресс-салата, поставить в погреб, и когда семена выпустят ростки, то наблюдать, поливать и,
если нужно, перевешивать каждый день новое место, чтобы кресс разрастался кругом ровно.
При тщательном наблюдении постамент в умеренной температуре обрастает крессом в 8-мь дней в самом красивом виде.


Ну и на этом закончим..)) пойдем готовиться к завтрашнему празднику.


Tags: Байки у самовара., Книги., Пасха, Праздники., ТрaктирЪ ' Под липами ', кулинарные цитаты из худ. лит-ры., цитаты.
Subscribe

Posts from This Journal “Байки у самовара.” Tag

promo hrizantema_8 july 7, 2017 04:03 300
Buy for 10 tokens
16 апреля православные отпраздновали Пасху. а с 17 апреля по 31 мая я провожу ФМ «ЯЙЦА» . Буду принимать яйца в салатах,во вторых блюдах,в начинках,в супах, яйца как самостоятельную закуску,яйца в любой выпечке-сладкой и несладкой. выпечка и десерты с использованием не менее трех…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Байки у самовара.” Tag