hrizantema_8 (hrizantema_8) wrote,
hrizantema_8
hrizantema_8

Categories:

Радоница 2020 г.

28 апреля была Радоница, и я как всегда опоздала с темой.))
Но не так уж и сильно.. так что выложу, что давно ждало меня в папке.




Наверное, не один человек удивиться что я поставила главную картинку в такой теме-поминанье умерших.
А этому есть объяснение. ))

Название дня Радоницы происходит от славянского «радоваться», что в современном представлении о празднике поминания усопших может показаться странным. Однако наши предки вкладывали в это слово вовсе не грустные воспоминая, а именно весёлые и радостные.
Радоница выпадает на 9 день после православной Пасхи, на вторник. В некоторых случаях Радоницу переносят на понедельник, а если во вторник происходит какой-либо другой православный праздник, то – на среду Фоминой (Радоницкой) недели. В некоторых районах России Радоницей называлась вся Фомина неделя.
Радоница - (другие названия – Радуница, Деды)
В языческом пантеоне древних славян Радуницами назывались божества, покровительствующие умершим, хранительницы их душ.


Мы с Галей sole_soledad говорили на днях о Радонице, вспоминали когда она приходит и была небольшая путаница в днях недели.
Вот он ответ.

Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище.
Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день.

Поминовения у православных верующих свершаются в родительские субботы, которых в православном христианстве насчитывается 7, из них – 2 называются Вселенскими, когда происходят молебны за всех умерших на земле.

Традиции Радоницы.


Раньше на Радоницу, с самого начала дня, хозяйка готовила особые продукты, которые следовало отнести на могилу
к усопшему.
Традиционным блюдом считалось отварное куриное яйцо, как правило, зелёного или жёлтого цвета,
что символизирует грусть и томление. Помимо яиц следовало приготовить кутью, блины и тонкие сухие лепёшки.
Существует и по сей день традиция поминать усопших такими блюдами.

Посещение могил родственников – главная традиция Радоницы. В старину на Радоницу, как и в наши дни,
на могилы приносили пасхальную еду и пасхальные яйца. Если сейчас пасхальное яйцо просто кладут на могилу,
то раньше было принято закапывать под крестом или, разбивая о крест, очищать и нищим на «помин души».
Такой обряд назывался «христосование с родными».
Раньше еду, приготовленную для поминания, брали с собой, завёрнутой в ткань, и кушали прямо на могилке, з
арывая в землю ту часть, которая приготовлена для покойника. Теперь этого не делают, а оставляют пищу
у памятника или креста, чтобы любой прохожий мог помянуть погребённого здесь человека.
Ещё одной традицией на Радоницу является угощение бедных, нищих и бездомных.
В этот родительский день их немало на кладбище и им не принято отказывать.
Им отдают часть принесённой с собой еды.

В некоторых местностях не было принято ходить на кладбище.
Там считалось, что в этот день усопшие приходят в дома своих родственников.
Для того чтобы их хорошо встретить, с самого утра растапливали баню, в которой клали для них на весь
день и ночь чистое белье.


В это время в баню всем возбранялось заходить. С наступлением утра все домочадцы шли туда и искали следы, свидетельствующие о приходе усопших. Мыться в бане можно было только после окончания Радоницы.
В традициях Радоницы было обязательно ставить на подоконник воду и кусочки хлеба.
Вечером устраивали поминальный ужин, где на столе обязательно стояли три лишних тарелки: для завтрака,
обеда и ужина умерших. Оставшуюся после праздничной трапезы еду было принято раздавать нищим и бездомным.

Приметы на Радоницу.


В древности считалось, что на Радоницу обязательно должен пойти дождь. Дети с утра бегали на улицу и взывали к небу, чтобы оно подарило им «священной воды». Ей умывались, ведь она, как считали наши предки, помогает исцелиться
и очищает от грехов. Молодые девушки умывались такой водой, пропуская её через своё колечко, чтобы сохранить
молодость и красоту на долгие годы.




И у нас на Радоницу весь день лил дождик.)) Значит, Радоница была правильной! ))

Вьюнец

На Фоминой неделе справлялся “Вьюнец”, или “Вьюшник”. Этот старинный обряд состоял в хождении под окнами
с “вьюницкими” песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну.
Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Обряд напоминал зимнее колядование.
Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигалась из конца в конец селения и начинала
“искать вьюнца и вьюницу” (молодых). Причём молодёжь это делала утром, а семейные мужчины и женщины — вечером.
Стучались под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделывались тем, что, подавая несколько яиц, христосовались с кем-нибудь из них.
Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились и борлись один на один, песни пели перед таким домом до тех пор,
покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников,
иногда денег детворе.
Источник.


А сейчас я хочу показать цитаты.
Почитайте как праздновали Пасху и какие были традиции до церковных обрядов.
Очень уж красивые описания!

Павел Мельников «В лесах. На горах»

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

На пасхе усопших не поминают. Таков народный обычай, так и церковный устав положил…
В великой праздник воскресенья нет речи о смерти, нет помина о тлении.
«Смерти празднуем умерщвление!..» – поют и в церквах и в раскольничьих моленных, а на обительских трапезах
и по домам благочестивых людей читаются восторженные слова Златоуста и гремят победные крики апостола Павла:
«Где ти, смерте жало? где ти, аде победа?..» Нет смерти, нет и мертвых – все живы в воскресшем Христе.

Но в русском народе, особенно по захолустьям, рядом с христианскими верованьями и строгими обрядами церкви твердо держатся обряды стародавние, заботно берегутся обломки верований в веселых старорусских богов…

Верит народ, что Велик Гром Гремучий каждую весну поднимается от долгого сна и, сев на коней своих – сизые тучи,
– хлещет золотой вожжой – палючей молоньей – Мать Сыру Землю… Мать-земля от того просыпается, молодеет,
красит лицо цветами и злаками, пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам ее разливается…
Все оживает: и поля, и луга, и темные рощи, и дремучие леса…
Животворящая небесная стрела будит и мертвых в могиле…
Встают они из гробов и, незримые земным очам, носятся середь остающихся в живых милых людей…
Слышат гробные жильцы все, видят все – что люди на земле делают, слова только молвить не могут…

Как не встретить, как не угостить дорогих гостей?.. Как не помянуть сродников, вышедших из сырых,
темных жальников на свет поднебесный?.. Услышат «окличку» родных, придут на зов, разделят с ними
поминальную тризну…

Встают мертвецы в радости; выйдя из жальников, любуются светлым небом, красным солнышком,
серебряным месяцем, частыми мелкими звездочками…
Радуется и живое племя, расставляя снеди по могилам для совершения тризны…
Оттого и день тот зовется Радуницей

(Жальник – могила, собственно бугор земли, насыпанной над нею. Окличка – обращение к мертвым на кладбищах, зов. Об окличках, бывающих на кладбищах в Радуницу, говорится в «Стоглаве» (25-й Царский вопрос в главе 42-й).
Радуница – в южных губерниях понедельник, в средних и северных – вторник Фоминой недели, когда совершается и церковное поминовение по умершим. В уставах поминовения усопших в этот день не положено, но церковь хотела освятить радуницкую тризну своими священнодействиями, чтоб в народной памяти загладить языческое ее происхождение…).

Стукнет Гром Гремучий по небу горючим молотом, хлестнет золотой вожжой – и пойдет по земле веселый Яр
(Словом Яр означалась весна, а также зооморфическое божество жизни и плодородия, иначе Ярило.
Оно же именуется Купалой (от старого слова купить – в смысле совокупить).

Местами зовут его «Яр-Хмель» – отсюда «хмелевые ночи», то есть весенние хороводы и другие игры молодежи, продолжающиеся до утренней зари.

Радуница, Красна Горка, Русальная неделя, Бисериха, Земля-именинница (10 мая),
Семик, Зеленые святки, Девята пятница, Ярило Кострома, Клечалы, Кукушки, Купало, хороводы: радуницкие, русальные, никольщина, зилотовы, семицкие, троицкие, всесвятские, пятницкие, ивановские или купальские – все это ряд праздников одному и тому же Яриле, или Купале.

На Радуницу празднуется его приход, на Купалу – похороны, причем в некоторых местах хоронят соломенную куклу,
называемую Ярилой, Костромой, Кострубом и пр. От Фоминой недели до Ивана дня (Иван Купало 24 июня)
продолжаются «хмелевые ночи»,
и это самое веселое время деревенской молодежи. В больших городах и селах к названным праздникам приурочены
народные гулянья, называемые «полями» – Семиково поле, Ярилино поле и т. п. Каждое происходит на особом месте,
где, быть может, во время оно совершались языческие праздники Яриле.) гулять…
Ходит Яр-Хмель по ночам, и те ночи «хмелевыми» зовутся.
Молодежь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней…

Ходит тогда Ярило ночною порой в белом объяринном
(Объярь – волнистая шелковая материя (муар) с серебряными струями, иногда с золотыми.) балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (Яровой хлеб: пшеница, ячмень, овес, греча, просо и другие.).
Где ступит Яр-Хмель – там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле – лазоревы цветочки на нем запестреют, пестреют, глянет на темный лес – птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет
– белые рыбки весело в ней заиграют.
Только ступит Ярило на землю – соловьи прилетят, помрет Ярило в Иванов день – соловьи смолкнут.

Ходит Ярилушка по темным лесам, бродит Хмелинушка по селам-деревням.
Сам собою Яр-Хмель похваляется:
«Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее – без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого,
свадеб не бывает…»

На кого Ярило воззрится, у того сердце на любовь запросится… По людям ходит Ярило неторопко, без спеха, ходит он, веселый, по сеням, по клетям, по высоким теремам, по светлицам, где красные девицы спят. Тронет во сне молодца золотистым колосом – кровь у молодца разгорается. Тронет Яр-Хмель алым цветком сонную девицу, заноет у ней ретивое,
не спится молодой, не лежится, про милого, желанного гребтится…
А Ярило стоит над ней да улыбается, сам красну девицу утешает: «Не горюй, красавица, не печалься, не мути своего ретива сердечка – выходи вечерней зарей на мое на Ярилино поле: хороводы водить, плетень заплетать, с дружком
миловаться, под ельничком, березничком сладко целоваться».

Жалует Ярило «хмелевые» ночи, любит высокую рожь да темные перелески.
Что там в вечерней тиши говорится, что там теплою ночью творится – знают про то Гром Гремучий,
сидя на сизой туче, да Ярило, гуляя по сырой земле.

Таковы народные поверья про восстание мертвых и про веселого бога жизни, весны и любви…

Словом Яр означалась весна, а также зооморфическое божество жизни и плодородия, иначе Ярило.
Оно же именуется Купалой (от старого слова купить – в смысле совокупить).
Местами зовут его «Яр-Хмель» – отсюда «хмелевые ночи», то есть весенние хороводы и другие игры молодежи, продолжающиеся до утренней зари.

***
Только минет святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине-деревенщине «помины» и «оклички» зачинаются.
В «навий день» («Навий день», а в Малороссии «мертвецкий велык день» – другое название Радуницы… Нав, навье – мертвец.) стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться. Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну
садятся.
Рассыпается народ по божьей ниве, зарывает в могилки красные яйца, поливает жальники сычёной брагой,
убирает их свежим дерном, раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, кокурки
(Пшеничный хлебец с запеченным в нем яйцом.), крашены яйца, пшенники да лапшенники, ставит вино, пиво и брагу… З
атем окликают загробных гостей, просят их попить-поесть на поминальной тризне.

***
На Каменном Вражке по-своему Радуницу справляют.
С раннего утра в Манефиной обители в часовню все собрались, все, кроме матушки Виринеи с келарными приспешницами.
Недосужно было добродушной матери-келарю: загодя надо довольную трапезу учредить: две яствы горячих, две яствы студеных, пироги да блины, да овсяный кисель с сытой (Сыта – разварной с водой, но небродивший мед.). И не ради одних обительских доводилось теперь стряпать ей, а вдвое либо втрое больше обычного. В поминальные дни обительские ворота широко, на весь крещеный мир, распахнуты – приди сильный, приди немощный, приди богатый, приди убогий – всякому за столом место… Сберутся на халтуру (Халтура (в иных местах хаптура – от глагола хапать – брать с жадностью)
– даровая еда на похоронах и поминках. Халтурой также называется денежный подарок архиерею или другому священнослужителю за отправление заказной церковной службы.) и сироты и матери с белицами из захудалых обителей, придут и деревенские христолюбцы… Кому не охота сродников на чужих харчах помянуть?

Тихо, не спешно передвигая слабыми еще ногами, брела Манефа в часовню. В длинной соборной мантии из черного камлота, отороченной красным снурком, образующим, по толкованию староверов, «Христовы узы», в черной камилавке с креповою наметкой, медленно выступала она… Фленушка с Марьюшкой вели ее под руки. Попадавшиеся на пути инокини и белицы до земли творили перед нею по два «метания», низко преклонялись и прихожие богомольцы. Едва склоняя голову, величавая Манефа, вместо обычной прощи, приветствовала встречных пасхальным приветом: «Христос воскресе!»
Не раз останавливалась она на коротком пути до часовни и радостно сиявшими очами оглядывала окрестность…
Сладко было Манефе глядеть на пробудившуюся от зимнего сна природу, набожно возводила она взоры в глубокое синее небо… Свой праздник праздновала она, свое избавление от стоявшей у изголовья смерти… Истово творя крестное знаменье, тихо шептала она, глядя на вешнее небо: «Иже ада пленив и человека воскресив воскресением своим, Христе, сподоби мя чистым сердцем тебе пети и славити».
Через великую силу взобралась она на высокое крутое крыльцо часовни. На паперти присела на скамейку и маленько вздохнула. Затем вошла в часовню, сотворила уставной семипоклонный начал, замолитвовала начин часов и села на свое игуменское место, преклонясь на посох, окрашенный прозеленью с золотыми разводами…

Отправили часы, Манефа прочла отпуст. Уставщица мать Аркадия середи часовни поставила столик, до самого полу крытый белоснежною полотняною одеждой с нашитыми на каждой стороне осмиконечными крестами из алой шелковой ленты. Казначея мать Таифа положила на нем икону воскресения, воздвизальный крест, канун (Канун – мед, поставленный на стол при отправлении панихиды.), блюдо с кутьей, другое с крашеными яйцами. Чинно отпели канон за умерших…
Большого образа соборные старицы, мать Никанора, мать Филарета, мать Евсталия, мать Лариса, в черных креповых наметках, спущенных до половины лица, и в длинных мантиях, подняли кресты и иконы ради крестного хода в келарню. Уставщица с казначеей взяли поминальные блюда…
Впереди двинулись певицы с громогласным пением стихер: «Да воскреснет бог и разыдутся врази его».
Марьюшка, как головщица правого клироса, шла впереди; звонкий, чистый ее голос покрывал всю «певчую стаю».
Середи крестов, икон и поминальных блюд тихо выступала Манефа, склонясь на посох…
Став на верхней ступени часовенной паперти, выпрямилась она во весь рост и повелительным,
давно не слышанным в обители голосом кликнула:

– Стойте, матери. Крестный ход остановился.
– К матушке Екатерине,приказала игуменья.

Ход поворотил направо. Там, за деревянной огорожью, в небольшой рощице, середь старых и новых могил, возвышались
два каменные надгробия.
Под одним лежала предшественница Манефы мать Екатерина, под другим мать Платонида,
в келье которой гордая красавица Матренушка стала смиренной старицей Манефой…
Поклонясь до земли перед надгробием, Манефа взяла с блюда пасхальное яйцо и, положив его на землю, громко сказала:
– Матушка Екатерина! Христос воскресе! Потом с таким же приветом положила яйцо на могилу Платониды.

Марьюшка завела ирмос: «Воскресения день…» Певицы стройно подхватили, и громкое пение пасхального канона огласило кладбище. Матери раскладывали яйца на могилки, христосуясь с покойницами. Инокини, белицы, сироты и прихожие богомольцы рассыпались по кладбищу христосоваться со сродниками, с друзьями, приятелями…
Пропели канон и стихеры. Возгласили «вечную память». С пением Христос воскресе крестный ход двинулся к келарне.
Тем и кончился поминальный обряд на кладбище… Причитать над могилами в скитах не повелось, то эллинское беснование, нечестивое богомерзкое дело, по мнению келейниц. Сам «Стоглав» возбраняет оклички на Радуницу и вопли на жальниках…
***
Жалует Ярило «хмелевые» ночи, любит высокую рожь да темные перелески. Что там в вечерней тиши говорится, что там теплою ночью творится – знают про то Гром Гремучий, сидя на сизой туче, да Ярило, гуляя по сырой земле.
Таковы народные поверья про восстание мертвых и про веселого бога жизни, весны и любви…
Только минет Святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине-деревенщине «помины» и «оклички» зачинаются.
В «нáвий день»  стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться.
Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну садятся.
Рассыпается народ по Божьей ниве, зарывает в могилки красные яйца, поливает жальники сыченой брагой,
убирает их свежим дерном, раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, кокурки, крашены яйца,
пшенники да лапшенники, ставит вино, пиво и брагу…
Затем окликают загробных гостей, просят их попить-поесть на поминальной тризне.
Оклички женщинами справляются, мужчинами никогда. Когда вслушиваешься в эти оклички, в эти «жальные причитанья», глубокой стариной пахнет!.. Те слова десять веков переходят в устах народа из рода в род…
Старым богам те песни поются: Грому Гремучему да Матери-Сырой Земле.
Наплакавшись на «жальных причитаньях», за тризну весело принимаются.
Вместо раздирающей душу, хватающей за сердце «оклички», веселый говор раздается по жальникам…
Пошел пир на весь мир – Яр-Хмель на землю ступил.

Другие песни раздаются на кладбищах… Поют про «калинушку с малинушкой – лазоревый цвет», поют про «кручинушку, крытую белою грудью, запечатанную крепкою думой», поют про то, «как прошли наши вольные веселые дни, да наступили слезовы-горьки времена». Не жарким весельем, тоской горемычной звучат они… Нет, то новые песни, не Ярилины.
Клонится солнце на запад… Пусть их старухи да молодки по домам идут, а батьки да свекры, похмельными головами
прильнув к холодным жальникам, спят богатырским сном… Молодцы-удальцы!..
Ярило на поле зовет – Красну Горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать…
Девицы-красавицы!.. Ярило зовет – бегите невеститься…
Шаром-валом катит молодежь с затихшего кладбища на зеленеющие луговины.
Там игры, смехи… Всех обуял Ярый Хмель…
– Красну Горку!.. Плетень заплетать!.. Серу утицу!.. – раздаются веселые голоса.

***

На Каменном Вражке по-своему Радуницу справляют.
С раннего утра в Манефиной обители в часовню все собрались; все, кроме матушки Виринеи с келарными приспешницами.
Недосужно было добродушной матери-келарю: зáгодя надо довольную трапéзу учредить: две яствы горячих, две яствы студеных, пироги да блины, да овсяный кисель с сытой И не ради одних обительских доводилось теперь стряпать ей, а вдвое либо втрое больше обычного. В поминальные дни обительские ворота широко, на весь крещеный мир, распахнуты – приди сильный, приди немощный, приди богатый, приди убогий – всякому за столом место… Сберутся на халтуру и сироты и матери с белицами из захудалых обителей, придут и деревенские христолюбцы… Кому не охота сродников на чужих харчах помянуть?

Примечания.

"Навий день", а в Малороссии «мертвецкий велык день» – другое название Радуницы…
Нав, навье - мертвец.
Кокурки - Пшеничный хлебец с запеченным в нем яйцом.
Сыта – разварной с водой, но не бродивший, мед.
Халтура - (в иных местах халтура – от глагола хапать – брать с жадностью) – даровая еда
на похоронах и поминках. Халтурой также называется денежный подарок архиерею или другому священнослужителю за отправление заказной церковной службы.


И на этом тему можно закончить.
Мы на кладбище не ездили. У нас не просто был дождик, было еще и довольно холодно.
Но близких вспомнили, свечу зажгли.

Tags: Пасха, ТрaктирЪ ' Под липами ', кулинарная цитата., кулинарные цитаты из худ. лит-ры., традиции
Subscribe

Posts from This Journal “традиции” Tag

promo hrizantema_8 july 7, 2017 04:03 300
Buy for 10 tokens
16 апреля православные отпраздновали Пасху. а с 17 апреля по 31 мая я провожу ФМ «ЯЙЦА» . Буду принимать яйца в салатах,во вторых блюдах,в начинках,в супах, яйца как самостоятельную закуску,яйца в любой выпечке-сладкой и несладкой. выпечка и десерты с использованием не менее трех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “традиции” Tag