hrizantema_8 (hrizantema_8) wrote,
hrizantema_8
hrizantema_8

Category:

Указом Ломоносова кормить студентов и гимназистов разнообразно и здорОво.

Писала про кисели и попался мне вот такой документ.))

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНЦЕЛЯРИИ АН О РАСПИСАНИИ ОБЕДОВ И УЖИНОВ СТУДЕНТОВ И ГИМНАЗИСТОВ
подписанным Михайло Ломоносовым аж в 1761 году.



Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века.
Произошло оно от слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание.
Например, переписный документ "Ревизская сказка".
Поэтому я тему отправлю к Каталин paprika_andlife в её ФМ "В гостях у сказки"


АН - Академия Наук или точнее:

c 1725 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (в 1724 году был создан устав университета,
а сам он открылся лишь в 1725)
c 1747 — Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
c 1803 — Императорская академия наук (ИАН)
c 1836 — Императорская Санкт-Петербургская академия наук (ИАН)
В марте 1917 года академики предложили новое название — Российская академия наук (РАН),
которое впоследствии было утверждено Временным правительством и вступило в силу в октябре 1917 года.


Понеже студенты да гимназисты жалобы строчили о негодном питании в Академии и да не только писали, а и словесно жаловались, сам Ломоносов Михайло взялся за их питание.
Посмотрим же, чем кормили по его распоряжению студентов и гимназистов.

1761 года февраля 20.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАНЦЕЛЯРИИ АН О РАСПИСАНИИ ОБЕДОВ И УЖИНОВ СТУДЕНТОВ И ГИМНАЗИСТОВ.

Понеже академические студенты и гимназисты приносят жалобу словесно, что им приготовляется пища всегда одинакая, что-де им уже наскучило, и просили, чтоб им впредь приказано было приготовлять ествы разные. И по указу е. и. в. Канцелярия Академии Наук приказали: оным студентам и гимназистам ествы приготовлять по приложенному при сем расписанию попеременно, а именно студентам в обед по пяти, в ужин по три, гимназистам в обед по три, в ужин по две. И о том к г. профессору Модераху послать ордер, причем и с расписания сообщить копию.
Михайло Ломоносов.

Подписан февраля 20 дня 1761 года.

[Расписание]

Рыбы варить и жарить:

1. Осетрину
2. Белужину
3. Треску сухую
4. Лососину
5. Свежую

Хлебное

1. Кашу грешневую
2. „ просовую
3. „ овсяную
4. Пироги с капустою
5. „ с груздями
6. „ с грешневою кашею и снетками

Студеное

1. Вязигу
2. Кисель овсяный с сытою
3. Огурцы
4. Студень
5. Редьку
6. Толокно
7. Свеклу

Похлебки

1. Шти с соленою рыбою
2. „ с сушеными снетками
3. Кашицу грешневую или овсяную с соленою рыбою
4. „ с потрохами
5. Кашицу овсяную с снетками свежими или сухими
6. Калью
7. Селянку
8. Горох
9. Чечевицу
10. Грибовницу
11. Уху свежую
12. Репницу
13. Лапшу соковую
14. Лапшу гороховую
15. Уху с клиотскими

Секретарь Михайло Гурьев


Кисель наш овсяный с медовой сытой в Студеном, как и написано в теме про кисели.
А сейчас рассмотрим отрывок из статьи.



Немало документов (№ 306, 308, 309, 327, 334) касается организации быта гимназистов и студентов.
Чувствуется, что собственный негативный опыт М.В.Ломоносов помнит, когда «нельзя было иметь на пропитание
в день больше как нам денежку хлеба и на денежку квасу» и когда жил так пять лет «и наук не бросил».
Особый интерес представляет документ № 334 от 17 февраля 1761 года
«Определение канцелярии Академии наук о расписании обедов и ужинов студентов и гимназистов».

Во-первых, обратим внимание на то, что студенты пожаловались на плохое питание не своему непосредственному начальнику Модераху, а Ломоносову. Во-вторых, отметим, что данный документ содержит не только сведения о том, чем было рекомендовано кормить студентов и гимназистов, но и погружает нас в русскую кухню середины XVIII века. Часть разъяснений о блюдах находим в комментариях, составленных на основе словаря В.И.Даля, «Словаря областного архангельского наречия» А. Подвысоцкого (СПб., 1885).


Сыто – вода, подслащенная медом; калья – род борща, похлебка на огуречном рассоле с огурцами, со свеклой и мясом, а в постное время с рыбой и икрой; грибовница – грибная похлебка; репница – репная похлебка из пареной репы; лапша соковая – лапша, приправленная конопляным соком или конопляным маслом.
Добавим свои разыскания. Вязúга – сухожилие красной рыбы, связки, лежащие вдоль всего хребта; вареная идет в пироги [Даль, т.1, с.337]; снеток – мелкая рыбка; селянка – горячая похлебка с мясом, капустой, луком и огурцами [Даль, т.4, с. 172]; кáшица – похлебка с крупою [Даль, т.2, с.100]; хлебное – еда, связанная с зерном и мукой.

Двумя годами раньше, 16 сентября 1758 года, Ломоносов расписался на документе, который содержал определение канцелярии Академии наук о пищевом довольствии гимназистов. В нем сказано, что канцелярия указывает «… тех учеников довольствовать такою пищею, а именно: в мясные дни кроме знатных праздников в обед три кушанья – щи, мясо и каша, а в ужин, два из вышепоказанных, вместо щей для перемены варить кашицу из солонины или овсяной либо яшной суп, а в праздничные дни сверх того баранина или говядина, жаркое или окорок, в постные же дни вместо щей варить для них горох, грибы, снетки, или кашу из просольной рыбы, а в дешевую пору и свежую; а другое кушанье вареную рыбу или жареную, а именно осетрину, белужину, штокфиш (сушеная треска) и прочее, третье каша с постным маслом, причем употреблять поваренные овощи, капусту, лук, репу, морковь и редьку; также довольствовать их ему своим печеным хлебом и кислыми щами. Все помянутые припасы употреблять здоровые, а не затухлые, вонючие или гнилые».

Этот и другие документы указывают на то, что заботы о питании гимназистов и студентов были характерны для Ломоносова. Нет сомнения, что приведенный перечень блюд составлен и скорректирован им. Он помнил свое голодное ученичество, о котором писал в одном из писем к И.И.Шувалову, признаваясь, что недоедание вызвало в нем «отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели» [т.9, с.880]. Собранные в девятом томе собрания сочинений документы по организации учебного дела свидетельствуют о том, что М.В.Ломоносов осознавал: просвещение обеспечит России движение вперед, вложенные в образование молодого поколения средства окупятся сторúцею. Великий просветитель также понимал, что в организации учебного дела нет мелочей, важно все – от «кто и чему учит» до «что ест и где живет учащийся». Есть все основания считать, что выдвижение образования на такие позиции стало верным признаком его европеизации и демократизации.
Ломоносов, М.В. Полное собрание сочинений / М.В.Ломоносов // Полное собрание сочинений. Т.9. – М., 1955.


Разберем похлебки хотя бы.
Там где просто "горох,чечевица, репница, грибовница" по наименованию продукта понятно,
что похлебка сварена с основным компонентом, который и заявлен в названии.
Борщ видите? ну да.. на каждом шагу встречается, бо истинно русский суп.))
А Домострой его помнит, хе-хе!!

Лапша соковая и лапша гороховая еще могут вызвать и вопросы и споры.
Про термин "соковый" мы уже говорили..Лапша же может быть изготовлена из любого теста.

Мука гороховая упоминается у Мельникова-Печерского в романе "В лесах." Часть 1.

Но теперь великий пост, к тому ж и лесованье к концу: меньше
двух недель остается до Плющихи, оттого и запасов в зимнице немного.
Петряйкина стряпня на этот раз была не очень завидна. Развел он в очаге
огонь, в один котел засыпал гороху, а в другом стал приготовлять похлебку:
покрошил гулены, сухих грибков, луку, засыпал гречневой крупой да гороховой
мукой, сдобрил маслом и поставил на огонь. Обед разом поспел. Приставили к
нарам стол, к столу переметную скамью и уселись. Петряйка нарезал черствого
хлеба, разложил ломти да ложки и поставил перед усевшеюся артелью чашки с
похлебкой. Молча работала артель зубами, чашки скоро опростались. Петряйка
выложил остальную похлебку, а когда лесники и это очистили, поставил им
чашки с горохом, накрошил туда репчатого луку и полил вдоволь льняным
маслом. Это кушанье показалось особенно лакомо лесникам, ели
да похваливали.


Гуленой тогда (середина 19 века) называли картофель в Заволжье.

В мужском монастыре.

Келарь, подойдя к игумну, благословился первую яству ставить
братии, отец чашник благословился квас разливать, отец будильник на
разносном блюде принял пять деревянных ставцев с гороховой лапшой, келарь
взял с блюда ставец и с поклоном поставил его перед игумном. Отец Михаил и
тут воздал почет Патапу Максимычу: ставец перед ним поставил, себе взял
другой. Также и чашу с квасом и кашу соковую, поданную келарем, все от себя
переставлял гостю. Когда Патап Максимыч, проголодавшись дорогой, принялся
было уписывать гороховую лапшу, игумен наклонился к нему и сказал
потихоньку:
- Ты, любезненькой мой, на лапшицу-то не больно налегай. В
гостинице наказал я самоварчик изготовить да закусочку ради гостей
дорогих.
- Зачем это, отче? - отозвался Патап Максимыч.- Были бы сыты и за
трапезой, ишь какая лапша-то у вас вкусная. Напрасно беспокоился.


Вот цитата еще из вышеуказанных документов Собрания сочинений Ломоносова:

1. Сыта — вода, подслащенная медом. Кисели из овсяных отрубей, приправленные сытой, — древнейшее русское лакомство, упоминаемое в «Повести временных лет» (История культуры Древней Руси. Т. 1. М., 1948. С. 265).
2. Калья — род борща, похлебка на огуречном рассоле с огурцами, со свеклой и с мясом, а в постное время с рыбой и икрой (см.: Даль В. Толковый словарь. Т. II. М., 1935. С. 79).
3. Грибовница — похлебка из сушеных грибов (см.: там же. Т. I. С. 405).
4. Репница — репная похлебка. Даль отмечает, что это слово восходит к архангельскому диалекту. Он описал и ее приготовление: «Вареную либо пареную репу разминают, мешают с солодом, иногда с толокном, наливают водой и ставят под крышкой на вольный дух» (Даль В. Указ. соч. Т. IV. С. 124).
5 .Лапша соковая — вероятно, лапша, приправленная конопляным соком или конопляным маслом (там же, с. 270).
6. Уха с клиотскими — уха с клецками.


О деньгах:

Алтын — три копейки; денежка — 1/2 копейки.

Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом говорить прилично.
Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы,
что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство
и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»2. Указывая на значение «природных свойств», народности русского языка, он осуждал слепое преклонение пред западноевропейской культурой. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, ее приумножение было главным для Ломоносова как педагога и просветителя. В. Г. Белинский дал очень тонкую характеристику просветительной деятельности передовых людей России того периода: «Знаете ли, в чем состоит отличительный характер века Екатерины II, этой великой эпохи, этого светлого момента русского народа? Мне кажется, в народности.- Да, в народности, ибо тогда Русь, стараясь по-прежнему подделываться под чужой лад, как будто назло самой себе, оставалась Русью»3.
Заслуживает внимания, что именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение, по мнению ученого, способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.


Нынче же забыты и заветы Ломоносова, и его гордость за родной язык, и его мечты.
Когда просишь называть слова правильно, всегда найдется двоечник, который еще и возмущается:
- Хватит уже поправлять! какая разница так или вот так!
Конечно, какая разница..и какая разница, если я вместо его фамилии Хрусталев или хотя бы Самойлов, начну называть его Говняшкиным. Одно и то же, чо уш там..))

Tags: Классика.Литература., Книги., Русская кухня., историческое, кулинарная цитата., кулинарные цитаты из худ. лит-ры.
Subscribe

Posts from This Journal “Русская кухня.” Tag

  • Крупчатка от Бугровых. Часть 1.

    В своей теме Масленица со Шмелевым я обещала рассказать о муке крупчатке. Нашлось кое что, но к сожалению саму книгу Кержаки автора А.В. Седова я…

  • День хлеба с сюткиными.))

    В топе что ни тема от них, то перл, что ни обсуждение на люди,то шЫдевр.)) Два дня назад сюткины вывесили на обсуждение вопрос, как много немцев…

  • Грибы белые с бураками. В. Лёвшин. Рецепт 1816 г.

    Этой теме о свекле с грибами суждено было появиться еще раз, после того, как я когда то уже подобный рецепт выкладывала. Тему отправлю Оле…

promo hrizantema_8 july 7, 2017 04:03 300
Buy for 10 tokens
16 апреля православные отпраздновали Пасху. а с 17 апреля по 31 мая я провожу ФМ «ЯЙЦА» . Буду принимать яйца в салатах,во вторых блюдах,в начинках,в супах, яйца как самостоятельную закуску,яйца в любой выпечке-сладкой и несладкой. выпечка и десерты с использованием не менее трех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments