hrizantema_8 (hrizantema_8) wrote,
hrizantema_8
hrizantema_8

Пан Халявский Пан Халявский и другие. Часть 1.

Я очень люблю украинских классиков, но мало кого знаю кроме Н. Гоголя, Т. Шевченко, Н. Нечуй-Левицкого и Г.Ф. Квитка-Основьяненко.
Чем нравятся? отменным владением пера,среди прочего,что я не стану перечислять, потому что трудно будет остановиться, и спасибо переводчикам, за то что они смогли передать красоту слога и сохранили его смысл.

 А главное, не испортили романы своим переводом.
Впрочем, в те годы мне и в голову не приходило, что переводы могли быть плохими.
Но вот дожила и до косых переводов от безграмотных дилетантов.
Произведения от классиков отличный пример вспомнить этот чудесный перевод и насладиться чтением.. Вот, например, цитата от поляка Владислава Реймонта из его романа «Мужики»:

Ночь уже укрыла землю; в темной безмолвной глубине неба серебряной росой блестели звезды.

Тоже классик, не современник, поляки так же хорошо писали..
Красиво, правда? ту все-перевод, смысл, метафора, а у кого хорошо с воображением, то и прекрасная картина перед глазами, верно? Сравнить звезды с росой не каждому дано, не каждому дано оценить это сравнение и тем более так перевестине под силу средненькому переводчику..
Я очень ценю и уважаю читающих людей и знаю, что среди моих друзей таких немало! ))
Надеюсь, что мои темы с литературным уклоном нравятся, а так как очередной ФМ Готовим с цитатами из художественной литературы я решила пока не проводить, то вкусная цитата не должна лежать в какой то папке..
ведь её можно не только прочесть, а еще и разобрать..

Поэтому я и начну с Пана Халявского.))

Итак..

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко. Пан Халявский
Роман

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним — Основья́ненко, укр.Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ'я́ненко; 18 (29) ноября 1778 — 8 (20) августа 1843) — украинский и русский писатель, драматург и журналист.

Немного расскажу об авторе.. Судьба его была и непростой и замечательной.
Замечательной не в том смысле, что чудо как хорошей, а необыкновенной и редкой в любом времени, очень заметной и неординарной.

Родился в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове..
С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю, куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать.
Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе, в 1793 году был вахмистром, в 1796 году получил чин ротмистра. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23-м году в Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении монастыря вёл полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Подробнее о нем здесь..
При том, что он получил скудное домашнее образование, писатель одарен литературным талантом, работает над книгами и кроме того много принимает участия в благотворительности.

Начну цитату с этих строк:

Начинаю с начала, то есть от самого детства моего.
У наших батеньки и маменьки нас детей всего было: Петруся, Павлуся, Трофимка, Сидорушка, Офремушка, Егорушка, и Сонька, Верка, Надежда и Любка; шесть сынков-молодцов и четыре дочери — всего десять штук… Мы, сыновья, получали имена, по-тогдашнему, по имени того дня, в который рождалися; а дочерей батенька желали иметь по числу добродетелей и начали с премудрости… Были утешены, что уже хотя в конце супружеской их жизни явилась у них любовь.

С семейством мы познакомились.))
Маменька желали еще сынка, а впрочем вот вам оригинальный текст..язык мне ой как нравится! ))

Несмотря ни на что, маменька все уверяли, что у них должен быть еще сын; но, когда батенька возражали на это, что уже и так довольно и что не должно против натуры итти, то маменька, не понимая ничего, потому что российской грамоты не знали, настаивали на своем и даже открыли, что они видели видение, что у них будет-де сын и коего должно назвать Дмитрюшею. Батенька поверили было маменькиному видению, но по прошествии нескольких недель начали возражать, что маменьке явилось ложное видение. Маменька плакали (они были очень слезливы: чуть услышат что печальное, страшное или не по их чувствам и воле, тотчас примутся в слезы; такая была их натура) и уверяли, что точно должно быть у них сыну, но батенька решительно сказали: "Это у тебя, душко, мехлиодия!" Так батенька называли меланхолию, которой приписывали все несбыточные затеи. Тем и заключилось умножение нашего семейства к пользе благосостояния нашего.

А слог то какой!! праздник глазам и уму! )) меланхолия.. и баста! обойдетесь,душко, без Дмитрюши! ))

*** Правду сказать, не все сынки были молодцы: один из нас, Павлуся, был горбат от неприсмотра нянек, которых за каждым из нас было по две, потому что батенька были богатый человек. Павлуся как-то оступился и упал с крыльца, а крыльцо было высокое; с него один наш Сидорушка — о! да и проворная же был штука! — мог только прыгать; следовательно, можете посудить, как оно было высоко! Так вот с этого-то крыльца Павлуся скатился вниз и повредил себя. Няньки тогда не сказали маменьке, да уже на пятом году возраста его увидели, что у него горб растет сзади. Досталося же тогда нянькам! Я думаю, что если они живы еще, то и теперь помнят благодарность батеньки и маменьки за присмотр Павлуся.

Брат Юрочка и сестра Любочка были у нас последние. У всех нас оспа была натуральная, и мы из рук ее вышли не вовсе изуродованными. Но у последних брата и сестры оспа была прививная, о которой батенька, прослышав, что она входит в моду, захотели привить своим детям. Для сего они приказали старому нашему Кондрату, — который, по наслышке, рвал зубы и оттого назывался «цылюрыком», — так этому медику батенька растолковавши, как они об оспе слышали, приказали ему привить. Маменька плакали, убивались и несколько раз хотели сомлеть (что теперь называется — в обморок упасть), однако не сомлевали, а ушли в другую горницу и шопотом укоряли батеньку, что они тиран, живьем зарезывают детей своих.

Батенька этого не слыхали, а если бы и слышали, то это бы их не удержало. Они были очень благоразумны и почитали, что никто и ничего умнее их не выдумает; и маменька в том соглашались, но не во всяком случае, как увидим далее…

Пожалуйте. Оспа пристала, да какая! Так отхлестала бедных малюток и так изуродовала, что страшно было смотреть на них. Маменька когда увидели сих детей своих, то, вздохнувши тяжело, покачали головою и сказали: "А что мне в таких детях? Хоть брось их! Вот уже трех моих рождений выкидываю из моего сердца, хотя и они кровь моя. Как их любить наравне с прочими детьми! Пропали только мои труды и болезни!" И маменька навсегда сдержали слово: Павлусю, Юрочку и Любочку они никогда не любили за их безобразие.

итти,  шОпотом, зарезывают..)) А как вам термин сомлеть? чудо как хорош! и забыт, кстати..
«цылюрыком» - совсем старый язык, далее будет термин «горовяники», который наш полуграмотный гугл (или те, кто делает для него современный словарь) не знает.))
Вот даже не предлагал мне вариантов.. а там надо было всего букву ХЫ подставить после второй «О» и перед «В».. )) мне то простительно такое слово не знать, а вот составителям украинского словаря-нет. В Украине его вообще-то знают..не каждый, кого я спрашивала, но лично мне рассказала, что такое горохвяники Юля birosss

Это вступительно-пояснительная часть, а далее мы перейдем к самому смаку.))

Нас воспитывали со всем старанием и заботливостью и, правду сказать, не щадили ничего. Утром всегда уже была для нас молочная каша, или лапша в молоке, или яичница. Мяса по утрам не давали для здоровья, и хотя мы с жадностью кидались к оловянному блюду, в коем была наша пища, и скоро уписывали все, но няньки подливали нам снова и заставляли, часто с толчками, чтобы мы еще ели, потому, говорили они, что маменька с них будут взыскивать, когда дети мало покушали из приготовленного. И мы, натужась и собравшись с силами, еще ели до самого нельзя.

А кто сейчас готовит молочную лапшу, сознавайтесь? ))
И вот смотрите, лет прошло эдак больше 200-от, а что поменялось в нашей еде?
На завтраки  и у нас чаще всего молочное, каши, оладьи, яйца, сырники..
Еще я обратила внимание, что в русском укладе по классическим произведениям режим завтраков отличается от украинского.
Украинские завтраки были ранними, примерно с шести утра.. Я не говорю о крестьянах, я говорю о помещиках.
Россияне в то время так же поднимались или чуть позже..

В некоторых семьях завтраку предшествовали даже два чая.. (второй был серебряный чай).
Прежде был чай, называемы  особым, который и завтраком не считался - к чаю сливки, булки, сухари, варенье, мед, горячий хлеб с маслом, был на столе и кофе и молоко подавалось, но серебряным чаем назывался второй потому, что на столе кипел серебряный самовар и к нему уже подавались в отличии от особого первого чая холодные закуски..
Сведения из книги  Гарденины автор А.И.Эртель.

Я повторюсь- имейте ввиду- я сравниваю уклад жизни помещиков, купцов, одним словом средний класс, зажиточные семьи.. затем русский помещик завтракал через пару часов уже основательно, с котлетками, битым мясом, грибами в сметане, выпечкой, закусками и т.д.
Битым мясом долго я считала, мясо рубленое в виде котлеток или биточков, в конце концов определилась так - это обычные отбивные или рулетики из отбивных..
Второй завтрак был очень обильным и сытным, потому что обедали часов в 5 или 6 вечера..
Искать примеры я не буду, поскольку везде по местам и по сословиям уклад жизни был другим.
Очень поздние ужины существовали в семьях аристократического происхождения, где детей кормили отдельно.
Я рассказывала об этом в теме Как воспитывали и кормили дворянских детей.

После завтрака нас вели к батеньке челом отдать, а потом за тем же к маменьке. Как же маменька любили плотно позавтракать и всегда в одиночку, без батеньки, то мы и находили у нее либо блины, либо пироги, а в постные дни пампушки или горофяники. Маменька и уделяли нам порядочные порции и приказывали, чтобы тут же при них съедать все, а не носиться с пищею, как собака-де.

Горофяники или горохвянники или же на украинский манер есть «У статті Лідії Артюх» про горохвяники є трошка детальніше –Горохляники (горохв’яники, хоми, горохові млинці) — досить поширена страва. Горох розварювали, розтирали кописткою, доки не утворювалася однорідна пюреподібна маса, злегка охолоджували і додавали 2-3 ложки пшеничного або житнього борошна.Смажили на добре розігрітій сковороді — у піст на олії, у м’ясоїд на смальці. Їли зі шкварками, товченим часником, олією, сметаною. З 50-х років Г. почали виходити з ужитку.»

В статье Лидии Артюх про горохвяникы есть немножко подробнее -

Горохляникы (горохвьяникы, фомы, гороховые блины) - довольно распространенное блюдо. Горох розварювалы, растирали мешалкой, пока не образовывалась однородная пюреобразная масса, слегка охлаждали и добавляли 2-3 ложки пшеничной или ржаной муки. Жарили на хорошо разогретой сковороде - в пост на масле, в мясоед на смальце. Ели со шкварками, толченым чесноком, маслом, сметаной. С 50-х годов Г(горохляники) начали выходить из употребления.
Блюдо готовят к церковному празднику 40 мучеников, к 22 марта.

Пани Штефа очень интересно показывает как современную украинскую кухню, так и старую.

Отпустивши прочих детей, маменька удерживали меня при себе и тут доставали из шкафика особую, приготовленную отлично, порцию блинов или пирогов с изобилием масла, сметаны и тому подобных славностей. "Покушай, душко-Трушко (Трофимушка), — приговаривали маменька, гладя меня по голове: — старшие больше едят, и тебе мало достается". Управившись с этим, я получал от маменьки либо яблочко, либо какую-нибудь сладость на закуску и всегда с приказанием: "Съешь тут, не показывай братьям; те, головорезы, отнимут все у тебя". Такое отличие вразумило меня, что я маменькин «пестунчик» (любимец), что и подтвердилось потом. Но за что я попал в такую честь, хоть убейте меня, не знаю!.. Видно — по маменькиной комплекции.

Отдавши челом батеньке и маменьке, нас высылали в сад пробегаться. Дворовые ребятишки нас ожидали — и началась потеха. Бегали взапуски, лазили по деревьям, ломали ветви, и, когда были на них плоды (хотя бы еще только зародыши), то мы тут же их и объедали; разоряли птичьи гнезда, а особливо воробьиные. Птенцам их тут же откручивали головки, и старым, когда излавливали, не было пощады. Нас так и наставляли: маменька не один раз нам изъясняли, что воробей между птицами — то же, что жид между людьми, и потому щадить их не должно. Маменька, хотя и неграмотные были, но имели отличную память: и в старости не забывали историй, слыханных ими в детстве.

Среди таких невинных игр и забав нас позовут обедать. Это всегда бывало к полудню. Борщ с кормленою птицею, чудеснейший, салом свиным заправленный и сметаною забеленный — прелесть! Таких борщей я уже не нахожу нигде. Я, по счастью моему, был в Петербурге — не из тщеславия хвалюсь этим, а к речи пришлось — обедал у порядочных людей и даже обедывал в «Лондоне», да не в том Лондоне, что есть в самой Англии город, а просто большой дом, не знаю, почему «Лондоном» называемый, так я, и там обедывая, — духа такого борща не видал. Где ты, святая старина!

К борщу подавали нам по большому куску пшенной каши, облитой коровьим маслом. Потом мясо из борща разрежет тебе нянька кусочками на деревянной тарелке, и сверху еще присолит крупною, невымытою солью — тогда еще была натура: так и уписывай. Потом дадут ногу большого, жирнейшего гуся или индюка: грызи зубами, обгрызывай кость до последнего, а жир — верите ли? так и течет по рукам; когда не успеешь обсосать тут же рук, то и на платье потечет, особливо если нянька, обязанная утирать нам рот, зазевается. Посмей же не съесть всего, что положено тебе на тарелку, то маменька кроме того, что станут бранить, а под сердитый час и ложкою шлепнут по лбу. "Ешь, дурак, не умничай" — и перестанешь умничать и выскребешь с оловянной тарелки или примешься выедать мясо от кости до последней плевочки. Спасибо, тогда ни у нас и нигде не было серебряных ложек, а все деревянные: так оно и не больно; тогда загудит в голове, как будто в пустом котлике.

После обеда батенька с маменькой лягут в спальне опочивать, а дети идут в сад, на улицу, лазят по деревьям, плетням, крышам изб и тому подобное. Когда же батенька и маменька проснутся, тогда позовут детей к лакомству. Тут нам вынесут или орехов, или яблоков, пастилы, повидла, или чего-нибудь в этом роде, и прикажут разделиться дружно, поровну и отнюдь не ссориться. Чего же? Только лишь Петруся, как старший брат, начинает делить и откладывает свою часть, мы, постаршие, в крик, что он несправедливо делит и для себя берет больше. Он нас не уважит, а мы — цап-царап! — и принялися хватать без счета и меры. Сестры и младшие дети, как обиженные в этом разделе, начнут кричать, плакать… Батенька, слышим, идут, чтоб унять и поправить беспорядок, а мы, завладевшие насильно, благим матом — на голубятню, встащим за собой и лестницу и, сидя там, не боимся ничего, зная, что когда вечером слезем, то уже никто и не вспомнит о сделанной нами обиде другим.

Что бы мы не делили между собой, раздел всегда оканчивался ссорою и в пользу одного из нас, что заставило горбунчика-Павлусю сказать один раз при подобном разделе: "Ах, душечки, братцы и сестрицы! Когда бы вы скорее все померли, чтобы мне не с кем было делиться и ссориться!".

В полдник нам давали молоко, сметану, творог, яичницы разных сортов и всего вдоволь. Потом, к вечеру, мы «подвечерковывали»: обыкновенно тут давали нам холодное жаркое, оставшееся от обеда, вновь зажаренного поросенка и еще что-нибудь подобное. А при захождении солнца ужинать: галушки вздобные в молоке, «квасок» (особенное мясное кушанье с луком, и что за превкусное! В лучших домах, за пышными столами, его не видать уже!), колбаса, шипящая на сковороде, и всегда вареники, плавающие в масле и облитые сметаною. Приказ от маменьки был прежний: есть побольше: ночью, мол, не дадут.

Описав домашнее наше времяпровождение, не излишним почитаю изложить и о делаемых батенькою «банкетах» в уреченные дни года. И что это были за банкеты!.. Куда! В нынешнее время и не приснится никому задать такой банкет, и тени подобного не увидишь!., а еще говорят, что все вдалися в роскошь! Да какая была во всем чинность и регула!..

Приказ от маменьки был прежний: есть побольше: ночью, мол, не дадут.- шикарно! ))
Я не зря выделила строчку про борщ, к которому подавалась пшенная каша облитая сливочным растопленным маслом.
Меня это удивило. В русской кухне к щам подавалась гречневая каша, я совсем недавно писала о блюдах из гречки, упоминала и гречневики. Ни за что бы не подумала, что к борщу может подаваться пшенная каша.
Хотя я когда-то готовила холодный летний борщ на овощном отваре, в постном варианте со свеклой, черносливом, морковью, луком, помидорами, сладким перцем, корнем сельдерея, но без капусты и картошки.
Картошку я отваривала отдельно, затем обжаривала до румяной корочки, посыпала укропом, так и подавала к борщу. Вместо хлеба пекла пирожки с капустой.
В скоромном варианте в борщ добавляла вареное яйцо и сметану, а пирожки были с мясом или ливером.
Этот борщ летний, ели мы его холодным, и рецептом со мной поделились буквально в первый год моего компьютерного общения..это был рецепт бабушки моей собеседницы, а бабуля была украинкой.)) Тема в блоге ТУТ.

Квасок, превкусное блюдо.))
мясного кваска я не нашла, а грибной да..

Квасок грибной

Сварить бульон из 400 г. грибов, корня петрушки, чеснока, корня сельдерея и одной луковицы, разрезанной вместе с кожурой на 2 ч. После закипания положить 2 нашинкованных соленых огурца. Варить квасок до готовности грибов. Вынуть из бульона грибы. Бульон процедить, корни и овощи убрать. Грибы поджарить на масле с нарезанной мелко луковицей. Снова сложить их с луком в квасок, заправить маслом, растертым с 1 ложкой муки. Добавить еще один нарезанный огурец, очищенную и нарезанную кусочками картошку и 3 ложки перловой или манной крупы. Варить 30 мин., подавать на стол.

произносится с ударением на первую «а» -квАсок! ))
Сварю его на днях с большим моим удовольствием.))

Совершенно   уникальная цитата о банкетах, который папенька периодически устраивал.))

Когда батенька задумывали поднять банкет, то заблаговременно объявляли маменьке, которые, бывало, тотчас принимаются вздыхать, а иногда и всплакнут. Конечно, они имели к тому большой предлог. Посудите: для одного банкета требовалось курей пятьдесят, уток двадцать, гусей столько же, поросят десять. Кабана непременно должно было убить, несколько баранов зарезать и убить целую яловицу. Все же это откормленное, упитанное зерном отборным. Ах, какие маменька были мастерицы выкармливать птицу или, в особенности, кабанов! Навряд ли из теперешних молодых барынь-хозяек знают все способы к тому, да и занимаются ли полно этой важною частью! Поверьте моему слову, что, когда, бывало, убьют кабана — так у него, канальи, сала на целую ладонь, кроме что все мясо поросло салом! А птица — пальцем можно было разделять, а жир с нее во рту не помещается, так и течет!

По количеству скотины, истребляемой для тех банкетов становится понятно, как хлебосольно принимали гостей в том доме, как обильно готовили, сколько труда во все эти пиршества было вложено... Специально откормленный скот и птица фигурировали и в русской старой жизни, это вам не только те несчастные гуси, которых лишали моциону и силком кормили грецкими орехами, чтобы их печень стала большим и жирным деликатесом..))
Об этом писал Шмелев в своем романе «Лето Господне.» в главе именины папеньки.
Гуси паслись на свободном выгуле у речки, сторожил их гусинный старик и в День именин на столы подавались отлично приготовленные гуси..
А помните, что писал Гиляровский про Тестова? телят он отпаивал цельным молоком.
Поросят кормили в специальных корытах с перегородками, чтобы они с жирку не сбрыкнули.))
и действительно, навряд ли нынешние барыньки знают хоть один способ как выкармливать отменных кабанов, чтоб салом весь порос, каналья.))

В завершение темы, я покажу еще одну цитату и на этом закончу..

Вот как батенька объявят маменьке о банкете, то сами пошлют в город за "городским кухарем", как всеми назывался человек, в ранге чиновника, всеми чтимого за его необыкновенное художество и искусство приготовлять обеденные столы; при том же он, при исправлении должности, подвязывал белый фартух и на голову вздевал колпак, все довольно чистое. Этот кухарь явится за пять дней до банкета, и, прежде всего, начнет гулять. Известно, что три дня ему должно было погулять прежде начатия дела! И чего бы он в эти три дня не спросил, должно все ему поставить; иначе он бросит все, уйдет и ни за что уже не примется. Отгуляв три дня, приступит к работе. Узнав от батеньки, сколько предполагается перемен при столе, он идет с маменькой в сажи, где кормится живность, и выбирает сам, какую ему будет угодно. Помню и теперь, как маменька стоят у дверей сажа и, приложи руки к груди, жалостно смотрят на выбор кухаря. Когда же он заметит жирнейшую из птиц и обречет ее на смерть, тут маменька ахнут, оботрут слезку из глаз и не вытерпят, чтоб не шепнуть: "А чтоб ты сам лопнул! Самую жирнейшую взял, теперь весь саж хоть брось!" Впрочем, маменька это делали не от скупости и не жалея подать гостям лучшее, а так: любили, чтоб всего было много в запасе и чтобы все было лучшее. Они, бывало, и гостям хвалятся, что благословенны природою как изобилием детей, так и домашним скотом, то есть птицею и проч. На завтрашний день убылое место в саже наполнится птицами, которые по времени также будут выкормлены, а о взятых все-таки жалеют. Неизъяснимо сердце, непостижим характер хозяек, подобных маменьке!

Этот отрывок мне нравится рассуждением о непостижимости характера хозяек, которые заботятся о том, чтобы убыток возместился, а все о нем жалеют.)) Прелесть что такое! )) Я в общем то такой же филосифии придерживаюсь- убыток возместить, правда не жалею о нем.)) Т.е. о употребленном по назначению.))

А как проходили те банкеты, я скоро напишу отдельно. Подробно, интересно и очень вкусно! ))



Tags: Классика.Литература., кулинарная цитата., кулинарные цитаты из худ. лит-ры.
Subscribe

Posts from This Journal “кулинарные цитаты из худ. лит-ры.” Tag

promo hrizantema_8 july 7, 2017 04:03 300
Buy for 10 tokens
16 апреля православные отпраздновали Пасху. а с 17 апреля по 31 мая я провожу ФМ «ЯЙЦА» . Буду принимать яйца в салатах,во вторых блюдах,в начинках,в супах, яйца как самостоятельную закуску,яйца в любой выпечке-сладкой и несладкой. выпечка и десерты с использованием не менее трех…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments