hrizantema_8 (hrizantema_8) wrote,
hrizantema_8
hrizantema_8

Пан Халявский Пан Халявский и другие. Часть 1.

Я очень люблю украинских классиков, но мало кого знаю кроме Н. Гоголя, Т. Шевченко, Н. Нечуй-Левицкого и Г.Ф. Квитка-Основьяненко.
Чем нравятся? отменным владением пера,среди прочего,что я не стану перечислять, потому что трудно будет остановиться, и спасибо переводчикам, за то что они смогли передать красоту слога и сохранили его смысл.

 А главное, не испортили романы своим переводом.
Впрочем, в те годы мне и в голову не приходило, что переводы могли быть плохими.
Но вот дожила и до косых переводов от безграмотных дилетантов.
Произведения от классиков отличный пример вспомнить этот чудесный перевод и насладиться чтением.. Вот, например, цитата от поляка Владислава Реймонта из его романа «Мужики»:

Ночь уже укрыла землю; в темной безмолвной глубине неба серебряной росой блестели звезды.

Тоже классик, не современник, поляки так же хорошо писали..
Красиво, правда? ту все-перевод, смысл, метафора, а у кого хорошо с воображением, то и прекрасная картина перед глазами, верно? Сравнить звезды с росой не каждому дано, не каждому дано оценить это сравнение и тем более так перевестине под силу средненькому переводчику..
Я очень ценю и уважаю читающих людей и знаю, что среди моих друзей таких немало! ))
Надеюсь, что мои темы с литературным уклоном нравятся, а так как очередной ФМ Готовим с цитатами из художественной литературы я решила пока не проводить, то вкусная цитата не должна лежать в какой то папке..
ведь её можно не только прочесть, а еще и разобрать..

Поэтому я и начну с Пана Халявского.))

Итак..

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко. Пан Халявский
Роман

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним — Основья́ненко, укр.Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ'я́ненко; 18 (29) ноября 1778 — 8 (20) августа 1843) — украинский и русский писатель, драматург и журналист.

Немного расскажу об авторе.. Судьба его была и непростой и замечательной.
Замечательной не в том смысле, что чудо как хорошей, а необыкновенной и редкой в любом времени, очень заметной и неординарной.

Родился в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове..
С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю, куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать.
Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе, в 1793 году был вахмистром, в 1796 году получил чин ротмистра. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23-м году в Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении монастыря вёл полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Подробнее о нем здесь..
При том, что он получил скудное домашнее образование, писатель одарен литературным талантом, работает над книгами и кроме того много принимает участия в благотворительности.

Начну цитату с этих строк:

Начинаю с начала, то есть от самого детства моего.
У наших батеньки и маменьки нас детей всего было: Петруся, Павлуся, Трофимка, Сидорушка, Офремушка, Егорушка, и Сонька, Верка, Надежда и Любка; шесть сынков-молодцов и четыре дочери — всего десять штук… Мы, сыновья, получали имена, по-тогдашнему, по имени того дня, в который рождалися; а дочерей батенька желали иметь по числу добродетелей и начали с премудрости… Были утешены, что уже хотя в конце супружеской их жизни явилась у них любовь.

С семейством мы познакомились.))
Маменька желали еще сынка, а впрочем вот вам оригинальный текст..язык мне ой как нравится! ))

Несмотря ни на что, маменька все уверяли, что у них должен быть еще сын; но, когда батенька возражали на это, что уже и так довольно и что не должно против натуры итти, то маменька, не понимая ничего, потому что российской грамоты не знали, настаивали на своем и даже открыли, что они видели видение, что у них будет-де сын и коего должно назвать Дмитрюшею. Батенька поверили было маменькиному видению, но по прошествии нескольких недель начали возражать, что маменьке явилось ложное видение. Маменька плакали (они были очень слезливы: чуть услышат что печальное, страшное или не по их чувствам и воле, тотчас примутся в слезы; такая была их натура) и уверяли, что точно должно быть у них сыну, но батенька решительно сказали: "Это у тебя, душко, мехлиодия!" Так батенька называли меланхолию, которой приписывали все несбыточные затеи. Тем и заключилось умножение нашего семейства к пользе благосостояния нашего.

А слог то какой!! праздник глазам и уму! )) меланхолия.. и баста! обойдетесь,душко, без Дмитрюши! ))

*** Правду сказать, не все сынки были молодцы: один из нас, Павлуся, был горбат от неприсмотра нянек, которых за каждым из нас было по две, потому что батенька были богатый человек. Павлуся как-то оступился и упал с крыльца, а крыльцо было высокое; с него один наш Сидорушка — о! да и проворная же был штука! — мог только прыгать; следовательно, можете посудить, как оно было высоко! Так вот с этого-то крыльца Павлуся скатился вниз и повредил себя. Няньки тогда не сказали маменьке, да уже на пятом году возраста его увидели, что у него горб растет сзади. Досталося же тогда нянькам! Я думаю, что если они живы еще, то и теперь помнят благодарность батеньки и маменьки за присмотр Павлуся.

Брат Юрочка и сестра Любочка были у нас последние. У всех нас оспа была натуральная, и мы из рук ее вышли не вовсе изуродованными. Но у последних брата и сестры оспа была прививная, о которой батенька, прослышав, что она входит в моду, захотели привить своим детям. Для сего они приказали старому нашему Кондрату, — который, по наслышке, рвал зубы и оттого назывался «цылюрыком», — так этому медику батенька растолковавши, как они об оспе слышали, приказали ему привить. Маменька плакали, убивались и несколько раз хотели сомлеть (что теперь называется — в обморок упасть), однако не сомлевали, а ушли в другую горницу и шопотом укоряли батеньку, что они тиран, живьем зарезывают детей своих.

Батенька этого не слыхали, а если бы и слышали, то это бы их не удержало. Они были очень благоразумны и почитали, что никто и ничего умнее их не выдумает; и маменька в том соглашались, но не во всяком случае, как увидим далее…

Пожалуйте. Оспа пристала, да какая! Так отхлестала бедных малюток и так изуродовала, что страшно было смотреть на них. Маменька когда увидели сих детей своих, то, вздохнувши тяжело, покачали головою и сказали: "А что мне в таких детях? Хоть брось их! Вот уже трех моих рождений выкидываю из моего сердца, хотя и они кровь моя. Как их любить наравне с прочими детьми! Пропали только мои труды и болезни!" И маменька навсегда сдержали слово: Павлусю, Юрочку и Любочку они никогда не любили за их безобразие.

итти,  шОпотом, зарезывают..)) А как вам термин сомлеть? чудо как хорош! и забыт, кстати..
«цылюрыком» - совсем старый язык, далее будет термин «горовяники», который наш полуграмотный гугл (или те, кто делает для него современный словарь) не знает.))
Вот даже не предлагал мне вариантов.. а там надо было всего букву ХЫ подставить после второй «О» и перед «В».. )) мне то простительно такое слово не знать, а вот составителям украинского словаря-нет. В Украине его вообще-то знают..не каждый, кого я спрашивала, но лично мне рассказала, что такое горохвяники Юля birosss

Это вступительно-пояснительная часть, а далее мы перейдем к самому смаку.))

Нас воспитывали со всем старанием и заботливостью и, правду сказать, не щадили ничего. Утром всегда уже была для нас молочная каша, или лапша в молоке, или яичница. Мяса по утрам не давали для здоровья, и хотя мы с жадностью кидались к оловянному блюду, в коем была наша пища, и скоро уписывали все, но няньки подливали нам снова и заставляли, часто с толчками, чтобы мы еще ели, потому, говорили они, что маменька с них будут взыскивать, когда дети мало покушали из приготовленного. И мы, натужась и собравшись с силами, еще ели до самого нельзя.

А кто сейчас готовит молочную лапшу, сознавайтесь? ))
И вот смотрите, лет прошло эдак больше 200-от, а что поменялось в нашей еде?
На завтраки  и у нас чаще всего молочное, каши, оладьи, яйца, сырники..
Еще я обратила внимание, что в русском укладе по классическим произведениям режим завтраков отличается от украинского.
Украинские завтраки были ранними, примерно с шести утра.. Я не говорю о крестьянах, я говорю о помещиках.
Россияне в то время так же поднимались или чуть позже..

В некоторых семьях завтраку предшествовали даже два чая.. (второй был серебряный чай).
Прежде был чай, называемы  особым, который и завтраком не считался - к чаю сливки, булки, сухари, варенье, мед, горячий хлеб с маслом, был на столе и кофе и молоко подавалось, но серебряным чаем назывался второй потому, что на столе кипел серебряный самовар и к нему уже подавались в отличии от особого первого чая холодные закуски..
Сведения из книги  Гарденины автор А.И.Эртель.

Я повторюсь- имейте ввиду- я сравниваю уклад жизни помещиков, купцов, одним словом средний класс, зажиточные семьи.. затем русский помещик завтракал через пару часов уже основательно, с котлетками, битым мясом, грибами в сметане, выпечкой, закусками и т.д.
Битым мясом долго я считала, мясо рубленое в виде котлеток или биточков, в конце концов определилась так - это обычные отбивные или рулетики из отбивных..
Второй завтрак был очень обильным и сытным, потому что обедали часов в 5 или 6 вечера..
Искать примеры я не буду, поскольку везде по местам и по сословиям уклад жизни был другим.
Очень поздние ужины существовали в семьях аристократического происхождения, где детей кормили отдельно.
Я рассказывала об этом в теме Как воспитывали и кормили дворянских детей.

После завтрака нас вели к батеньке челом отдать, а потом за тем же к маменьке. Как же маменька любили плотно позавтракать и всегда в одиночку, без батеньки, то мы и находили у нее либо блины, либо пироги, а в постные дни пампушки или горофяники. Маменька и уделяли нам порядочные порции и приказывали, чтобы тут же при них съедать все, а не носиться с пищею, как собака-де.

Горофяники или горохвянники или же на украинский манер есть «У статті Лідії Артюх» про горохвяники є трошка детальніше –Горохляники (горохв’яники, хоми, горохові млинці) — досить поширена страва. Горох розварювали, розтирали кописткою, доки не утворювалася однорідна пюреподібна маса, злегка охолоджували і додавали 2-3 ложки пшеничного або житнього борошна.Смажили на добре розігрітій сковороді — у піст на олії, у м’ясоїд на смальці. Їли зі шкварками, товченим часником, олією, сметаною. З 50-х років Г. почали виходити з ужитку.»

В статье Лидии Артюх про горохвяникы есть немножко подробнее -

Горохляникы (горохвьяникы, фомы, гороховые блины) - довольно распространенное блюдо. Горох розварювалы, растирали мешалкой, пока не образовывалась однородная пюреобразная масса, слегка охлаждали и добавляли 2-3 ложки пшеничной или ржаной муки. Жарили на хорошо разогретой сковороде - в пост на масле, в мясоед на смальце. Ели со шкварками, толченым чесноком, маслом, сметаной. С 50-х годов Г(горохляники) начали выходить из употребления.
Блюдо готовят к церковному празднику 40 мучеников, к 22 марта.

Пани Штефа очень интересно показывает как современную украинскую кухню, так и старую.

Отпустивши прочих детей, маменька удерживали меня при себе и тут доставали из шкафика особую, приготовленную отлично, порцию блинов или пирогов с изобилием масла, сметаны и тому подобных славностей. "Покушай, душко-Трушко (Трофимушка), — приговаривали маменька, гладя меня по голове: — старшие больше едят, и тебе мало достается". Управившись с этим, я получал от маменьки либо яблочко, либо какую-нибудь сладость на закуску и всегда с приказанием: "Съешь тут, не показывай братьям; те, головорезы, отнимут все у тебя". Такое отличие вразумило меня, что я маменькин «пестунчик» (любимец), что и подтвердилось потом. Но за что я попал в такую честь, хоть убейте меня, не знаю!.. Видно — по маменькиной комплекции.

Отдавши челом батеньке и маменьке, нас высылали в сад пробегаться. Дворовые ребятишки нас ожидали — и началась потеха. Бегали взапуски, лазили по деревьям, ломали ветви, и, когда были на них плоды (хотя бы еще только зародыши), то мы тут же их и объедали; разоряли птичьи гнезда, а особливо воробьиные. Птенцам их тут же откручивали головки, и старым, когда излавливали, не было пощады. Нас так и наставляли: маменька не один раз нам изъясняли, что воробей между птицами — то же, что жид между людьми, и потому щадить их не должно. Маменька, хотя и неграмотные были, но имели отличную память: и в старости не забывали историй, слыханных ими в детстве.

Среди таких невинных игр и забав нас позовут обедать. Это всегда бывало к полудню. Борщ с кормленою птицею, чудеснейший, салом свиным заправленный и сметаною забеленный — прелесть! Таких борщей я уже не нахожу нигде. Я, по счастью моему, был в Петербурге — не из тщеславия хвалюсь этим, а к речи пришлось — обедал у порядочных людей и даже обедывал в «Лондоне», да не в том Лондоне, что есть в самой Англии город, а просто большой дом, не знаю, почему «Лондоном» называемый, так я, и там обедывая, — духа такого борща не видал. Где ты, святая старина!

К борщу подавали нам по большому куску пшенной каши, облитой коровьим маслом. Потом мясо из борща разрежет тебе нянька кусочками на деревянной тарелке, и сверху еще присолит крупною, невымытою солью — тогда еще была натура: так и уписывай. Потом дадут ногу большого, жирнейшего гуся или индюка: грызи зубами, обгрызывай кость до последнего, а жир — верите ли? так и течет по рукам; когда не успеешь обсосать тут же рук, то и на платье потечет, особливо если нянька, обязанная утирать нам рот, зазевается. Посмей же не съесть всего, что положено тебе на тарелку, то маменька кроме того, что станут бранить, а под сердитый час и ложкою шлепнут по лбу. "Ешь, дурак, не умничай" — и перестанешь умничать и выскребешь с оловянной тарелки или примешься выедать мясо от кости до последней плевочки. Спасибо, тогда ни у нас и нигде не было серебряных ложек, а все деревянные: так оно и не больно; тогда загудит в голове, как будто в пустом котлике.

После обеда батенька с маменькой лягут в спальне опочивать, а дети идут в сад, на улицу, лазят по деревьям, плетням, крышам изб и тому подобное. Когда же батенька и маменька проснутся, тогда позовут детей к лакомству. Тут нам вынесут или орехов, или яблоков, пастилы, повидла, или чего-нибудь в этом роде, и прикажут разделиться дружно, поровну и отнюдь не ссориться. Чего же? Только лишь Петруся, как старший брат, начинает делить и откладывает свою часть, мы, постаршие, в крик, что он несправедливо делит и для себя берет больше. Он нас не уважит, а мы — цап-царап! — и принялися хватать без счета и меры. Сестры и младшие дети, как обиженные в этом разделе, начнут кричать, плакать… Батенька, слышим, идут, чтоб унять и поправить беспорядок, а мы, завладевшие насильно, благим матом — на голубятню, встащим за собой и лестницу и, сидя там, не боимся ничего, зная, что когда вечером слезем, то уже никто и не вспомнит о сделанной нами обиде другим.

Что бы мы не делили между собой, раздел всегда оканчивался ссорою и в пользу одного из нас, что заставило горбунчика-Павлусю сказать один раз при подобном разделе: "Ах, душечки, братцы и сестрицы! Когда бы вы скорее все померли, чтобы мне не с кем было делиться и ссориться!".

В полдник нам давали молоко, сметану, творог, яичницы разных сортов и всего вдоволь. Потом, к вечеру, мы «подвечерковывали»: обыкновенно тут давали нам холодное жаркое, оставшееся от обеда, вновь зажаренного поросенка и еще что-нибудь подобное. А при захождении солнца ужинать: галушки вздобные в молоке, «квасок» (особенное мясное кушанье с луком, и что за превкусное! В лучших домах, за пышными столами, его не видать уже!), колбаса, шипящая на сковороде, и всегда вареники, плавающие в масле и облитые сметаною. Приказ от маменьки был прежний: есть побольше: ночью, мол, не дадут.

Описав домашнее наше времяпровождение, не излишним почитаю изложить и о делаемых батенькою «банкетах» в уреченные дни года. И что это были за банкеты!.. Куда! В нынешнее время и не приснится никому задать такой банкет, и тени подобного не увидишь!., а еще говорят, что все вдалися в роскошь! Да какая была во всем чинность и регула!..

Приказ от маменьки был прежний: есть побольше: ночью, мол, не дадут.- шикарно! ))
Я не зря выделила строчку про борщ, к которому подавалась пшенная каша облитая сливочным растопленным маслом.
Меня это удивило. В русской кухне к щам подавалась гречневая каша, я совсем недавно писала о блюдах из гречки, упоминала и гречневики. Ни за что бы не подумала, что к борщу может подаваться пшенная каша.
Хотя я когда-то готовила холодный летний борщ на овощном отваре, в постном варианте со свеклой, черносливом, морковью, луком, помидорами, сладким перцем, корнем сельдерея, но без капусты и картошки.
Картошку я отваривала отдельно, затем обжаривала до румяной корочки, посыпала укропом, так и подавала к борщу. Вместо хлеба пекла пирожки с капустой.
В скоромном варианте в борщ добавляла вареное яйцо и сметану, а пирожки были с мясом или ливером.
Этот борщ летний, ели мы его холодным, и рецептом со мной поделились буквально в первый год моего компьютерного общения..это был рецепт бабушки моей собеседницы, а бабуля была украинкой.)) Тема в блоге ТУТ.

Квасок, превкусное блюдо.))
мясного кваска я не нашла, а грибной да..

Квасок грибной

Сварить бульон из 400 г. грибов, корня петрушки, чеснока, корня сельдерея и одной луковицы, разрезанной вместе с кожурой на 2 ч. После закипания положить 2 нашинкованных соленых огурца. Варить квасок до готовности грибов. Вынуть из бульона грибы. Бульон процедить, корни и овощи убрать. Грибы поджарить на масле с нарезанной мелко луковицей. Снова сложить их с луком в квасок, заправить маслом, растертым с 1 ложкой муки. Добавить еще один нарезанный огурец, очищенную и нарезанную кусочками картошку и 3 ложки перловой или манной крупы. Варить 30 мин., подавать на стол.

произносится с ударением на первую «а» -квАсок! ))
Сварю его на днях с большим моим удовольствием.))

Совершенно   уникальная цитата о банкетах, который папенька периодически устраивал.))

Когда батенька задумывали поднять банкет, то заблаговременно объявляли маменьке, которые, бывало, тотчас принимаются вздыхать, а иногда и всплакнут. Конечно, они имели к тому большой предлог. Посудите: для одного банкета требовалось курей пятьдесят, уток двадцать, гусей столько же, поросят десять. Кабана непременно должно было убить, несколько баранов зарезать и убить целую яловицу. Все же это откормленное, упитанное зерном отборным. Ах, какие маменька были мастерицы выкармливать птицу или, в особенности, кабанов! Навряд ли из теперешних молодых барынь-хозяек знают все способы к тому, да и занимаются ли полно этой важною частью! Поверьте моему слову, что, когда, бывало, убьют кабана — так у него, канальи, сала на целую ладонь, кроме что все мясо поросло салом! А птица — пальцем можно было разделять, а жир с нее во рту не помещается, так и течет!

По количеству скотины, истребляемой для тех банкетов становится понятно, как хлебосольно принимали гостей в том доме, как обильно готовили, сколько труда во все эти пиршества было вложено... Специально откормленный скот и птица фигурировали и в русской старой жизни, это вам не только те несчастные гуси, которых лишали моциону и силком кормили грецкими орехами, чтобы их печень стала большим и жирным деликатесом..))
Об этом писал Шмелев в своем романе «Лето Господне.» в главе именины папеньки.
Гуси паслись на свободном выгуле у речки, сторожил их гусинный старик и в День именин на столы подавались отлично приготовленные гуси..
А помните, что писал Гиляровский про Тестова? телят он отпаивал цельным молоком.
Поросят кормили в специальных корытах с перегородками, чтобы они с жирку не сбрыкнули.))
и действительно, навряд ли нынешние барыньки знают хоть один способ как выкармливать отменных кабанов, чтоб салом весь порос, каналья.))

В завершение темы, я покажу еще одну цитату и на этом закончу..

Вот как батенька объявят маменьке о банкете, то сами пошлют в город за "городским кухарем", как всеми назывался человек, в ранге чиновника, всеми чтимого за его необыкновенное художество и искусство приготовлять обеденные столы; при том же он, при исправлении должности, подвязывал белый фартух и на голову вздевал колпак, все довольно чистое. Этот кухарь явится за пять дней до банкета, и, прежде всего, начнет гулять. Известно, что три дня ему должно было погулять прежде начатия дела! И чего бы он в эти три дня не спросил, должно все ему поставить; иначе он бросит все, уйдет и ни за что уже не примется. Отгуляв три дня, приступит к работе. Узнав от батеньки, сколько предполагается перемен при столе, он идет с маменькой в сажи, где кормится живность, и выбирает сам, какую ему будет угодно. Помню и теперь, как маменька стоят у дверей сажа и, приложи руки к груди, жалостно смотрят на выбор кухаря. Когда же он заметит жирнейшую из птиц и обречет ее на смерть, тут маменька ахнут, оботрут слезку из глаз и не вытерпят, чтоб не шепнуть: "А чтоб ты сам лопнул! Самую жирнейшую взял, теперь весь саж хоть брось!" Впрочем, маменька это делали не от скупости и не жалея подать гостям лучшее, а так: любили, чтоб всего было много в запасе и чтобы все было лучшее. Они, бывало, и гостям хвалятся, что благословенны природою как изобилием детей, так и домашним скотом, то есть птицею и проч. На завтрашний день убылое место в саже наполнится птицами, которые по времени также будут выкормлены, а о взятых все-таки жалеют. Неизъяснимо сердце, непостижим характер хозяек, подобных маменьке!

Этот отрывок мне нравится рассуждением о непостижимости характера хозяек, которые заботятся о том, чтобы убыток возместился, а все о нем жалеют.)) Прелесть что такое! )) Я в общем то такой же филосифии придерживаюсь- убыток возместить, правда не жалею о нем.)) Т.е. о употребленном по назначению.))

А как проходили те банкеты, я скоро напишу отдельно. Подробно, интересно и очень вкусно! ))



Tags: Классика.Литература., кулинарная цитата., кулинарные цитаты из худ. лит-ры.
Subscribe

Posts from This Journal “кулинарные цитаты из худ. лит-ры.” Tag

promo hrizantema_8 july 7, 2017 04:03 300
Buy for 10 tokens
16 апреля православные отпраздновали Пасху. а с 17 апреля по 31 мая я провожу ФМ «ЯЙЦА» . Буду принимать яйца в салатах,во вторых блюдах,в начинках,в супах, яйца как самостоятельную закуску,яйца в любой выпечке-сладкой и несладкой. выпечка и десерты с использованием не менее трех…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments